Сайт учителя биологии и химии Татьяны Петровны АНДРЕЕВОЙПонедельник, 13.05.2024, 08:06

Приветствую Вас Гость | RSS
                
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [10]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Мои статьи

Кислоты. Общие свойства кислот

                                    Тема: Кислоты. Общие  свойства  кислот.

            Цель урока:

Повторить определение кислот, их состав и классификацию; приступить к изучению общих свойств кислот.

          Задачи урока:

Продолжить  обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием, формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы; на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от их состава и строения, показать связь между свойствами веществ, их получением и применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.

         Оборудование:

     На  демонстрационном  столе – концентрированная серная кислота, колба, капельная воронка, индикаторы,  вода, чашка Петри, лист бумаги, кусочек ткани, стеклянная палочка, на столах учащихся – концентрированная серная и соляная кислоты, лакмус, метилоранж, пробирки, штатив, стеклянная палочка, лучинка.

       Вступление учителя:

       Ребята, вам сегодня предстоит увлекательное путешествие по стране кислот. Прежде чем отправиться  в  путь,  необходимо  проверить вашу готовность к путешествию. Учащиеся отвечают  на  следующие  вопросы:

  1. Какие  вам  известны  кислоты?
  2. Как  определить  валентность  кислотного  остатка?
  3. По  каким   признакам  классифицируют  кислоты?

 

         Далее  предлагается  работа  по  карточкам,  на которых записаны формулы, например, таких  кислот:  с  одной  стороны  – HCl;  а  с  другой  стороны – H2SO или  Н2СО3   и   т.д.   Отвечая на вопросы учителя, учащиеся должны показать карточку, на которой приведены формулы: а) кислородсодержащей   кислоты;  б) бескислородной  кислоты;  в) одноосновной кислоты; г)двухосновной  кислоты.

Проводится  итог  подготовки  к  уроку  и  объявляется  первая  остановка – «Информационная»

  1. Информационная.

          Учащиеся обмениваются историческими сведениями об уксусной, соляной, серной и азотной кислотах и характеризуют области их применения. В ходе выступления на доске прикрепляются  красочно  написанные  формулы  кислот: HCl, H2SO4, HNO3. Учащиеся отмечают, что общее в составе кислот – наличие атомов водорода.

 

             Учитель: Общее  в  составе  кислот  и  их строение обуславливает и общие свойства кислот. Именно  это  и  предстоит  вам  выяснить  на  следующей  остановке  «Дегустационной».

Учащиеся  убеждаются  в  том,  что  большинство  кислот  кислые на вкус (но встречаются и другие: салициловая кислота – сладкая,  никотиновая  кислота  – горькая). Ещё раз подчеркивается, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешается им определить вкус таблетки аскорбиновой  кислоты,  которая  лежит перед каждым на кусочке  фольги. Учащиеся записывают  первый  вывод  урока:  большинство кислот кислые на вкус.

      Поезд  отправляется дальше, но красный свет светофора (изображен на доске) предупреждает о том, что следующая остановка – «ПТБ – правила техники  безопасности».   

      Учитель  проводит  демонстрационный  опыт  растворения  в  воде  концентрированной  серной  кислоты,  наблюдается  сильное  разогревание  пробирки.  Фиксируется  внимание  учащихся  на  том,  что  в  связи  с  выделением  большого  количества  теплоты  при  растворении  концентрированной  серной  кислоты   в  воде  нельзя  вливать  воду  в  кислоты.  Учащиеся  должны  запомнить:  кислоту  надо  приливать  к  воде,  а  не  наоборот.    В  случае  попадания  кислоты  на  кожу  следует  промыть  ее  водой  и  5%-ным  раствором  питьевой  соды.

       Следующая  остановка  -  «Экспериментальная».

 

       Учитель  обращает  внимание  учащихся  на  то,  что  наряду  с  общими  свойствами  кислот  -  вкусом,  кислоты  отличаются  друг  от  друга  по  ряду  признаков.  Рассматривается  это  на  примере  сравнения  свойств  серной  и  соляной  кислот.  

      На  доске  под  названием  остановки  и  в  дневниках   наблюдений  учащихся  начерчена   таблица.

     

   Вопросы  для  сравнения

     Серная   кислота

    Соляная   кислота

  1. Химические  свойства
  2. Физические  свойства

а) агрегатное  состояние

б) цвет

в) запах

        3. Действие  на  индикатор

            а) лакмус

            б) метилоранж

 

 

 

   

    Учащиеся  под  руководством  учителя  готовят  растворы  кислот,  соблюдая  правила  техники  безопасности,  наблюдают   выделение  теплоты  при  растворении  кислот  в  воде,  заполняя  горизонтальные  графы  таблицы   1,2  (а, б).

               На  следующей  остановке  -  «Индикаторной»  -  заранее  подготовленные  учащиеся  дают  краткую  информацию  об  индикаторах  (лакмусе,  метилоранже),  а  затем  весь  класс  проводит  соответствующие  опыты  и  заполняет  горизонтальную  графу  таблицы   3  (а,  б).   Учащиеся  самостоятельно  делают  вывод  о  том,  что  индикаторы  изменяют  свой  цвет  в  растворах   кислот,  это  общее  свойство  кислот,  которое  обусловлено  особенностями  в  их  строении.

          Сообщение  учителя:   серную  и  соляную  кислоты  получают  искусственным  путем  на  химических  заводах,  но  кроме  того,  многие  кислоты  встречаются  в  природе.

       Учащимся  предлагается  с  помощью  эксперимента  выяснить  отличаются  ли  соляная  и  серная  кислоты  от  кислот,   входящих  в  продукты  питания.

       Учащиеся  действуют  индикатором  на  сок  щавеля  и  яблока  (лимона)   и  отмечают  изменение   окраски  раствора  лакмуса,  что  дает  возможность  сделать  вывод  -  минеральные  и  органические  кислоты  проявляют  общие  свойства,  обусловленные  общностью  их  строения.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ckrasnova65 (31.01.2016)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Праздники дня

Кто там
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz